Календарь Майя

Давным-давно, около 70 000 лет назад, в течение всего ледникового периода уровень Мирового океана понизился на 100-250 м, благодаря чему образовался широкий мост, соединивший между собой полуостров Сиуки (в Азии) и американскую Аляску. Этот мост сначала был пересечен животными, затем его преодолели растения. Позже, примерно от 40 000 до 20 000 лет назад, согласно последним исследованиям, этот трудный путь проделал человек.

Также как и многие другие американоиндейцы, такие как эскимосы или алеуты, ацтеки или микстеки, первобытные тайны с острова Куба или удивительно развитые инки, как и все народы, начиная с Полярного круга и кончая Огненной Землей, народ майя тоже произошел от суиатской расы — но не от современных жителей Монголии, Китая или Японии, а от предков забытых племен юго-востока, западной и центральной частей Азии.

Пирамиды Майя


Культура майя распространяется примерно на территории 325 тысяч кв. км, в которые входят современные штаты Мексики: Чиапас (с еще высокой концентрацией населе ния майя), Кампече, Табаско, Кинтана Роо и Юкатан, а также Гватемала, Белиз, западная часть Гондураса и север Сальвадора.
В настоящее время предполагают, что культура майя зародилась где-то около 1500 г. до н. э. По мнению Морли, историю народа майя можно разделить на три этапа: доклассический, длившийся от 1500 г. до н. э. по 300 г. н. э., классический, занимавший место с 300 по 900 г. н.э., и послеклассический — 900-1530 гг. н.э. Наука майя достигла расцвета именно в классический период.

Если сравнивать памятники культуры майя, то можно признаться, что культура майя стоит особняком от общечеловеческой. Взять хотя бы архитектуру.

Нет никаких сомнений в том, что архитекторы майя были настоящими мастерами в своем деле. Они
преодолели много препятствий, чтобы изобрести и построить свои знаменитые арки; к счастью, их ясное понимание принципов равновесия и геометрии привело к результатам, которые можем наблюдать и в наши дни. Чтобы построить эти арки, противоположные стены постепенно наклонялись, приближая их до тех пор, пока не появлялась возможность закрыть верх одним камнем.

Каменные блоки соединялись между собой специальной смесью, сделанной из извести и песка, что помогало создавать очень крепкие структуры. Майя тоже построили длинные дороги (сакбэ): из обнаруженных до сих пор некоторые достигают 100 км в длину, как та, которая соединяет город Коба с Яшуна, близко от Чичен Итца. Тем не менее, в течение многих лет археологи задавали себе вопрос о том, как их построили майя, ведь они не имели ни машин, ни животных для перевозки груза, а строительство этих дорог через непроходимые джунгли представляло собой титаническую работу. Все города майя были построены в основ ном по одному и тому же принципу: храмы, платформы и пирамиды, которые использовались для религиозных церемоний, концентрировались вокруг центральной площади, к это представляло собой самую главную часть города. Потом следовали резиденции для жрецов и знати и после этого, на окраине города, — дома обычных жителей, построенные из менее прочных материалов.

Некоторые из городов имели сложную канализационную систему, как та, которую нашли в Паленке, и системы для отбора и хранения дождевой воды, как в городе Тикаль. Часто стены строений покрывались толстым слоем штука турки, несколько хорошо сохранившихся ее образцов находятся в городе Тикаль. Строительные материалы меняются в зависимости от географического расположения: в Юкатане и в Петене использовался известняковый камень; в районе майя Киче было много вулканического камня; в Чиапасе основные из блоков, используемых в строительстве, готовились и обжигались. Тем не менее, во всех больших центрах, найденных до сих пор, стены были покрыты штукатуркой и раскрашены яркими натуральными красками.
 
Календарь Майя

Все это и многое другое создает интересный контраст с примитивной технологией, которую использовали майя. Они не были знакомы с твердым металлом в архитектуре, не применяли арку с центральным камнем, и, похоже, что майя не знали или, возможно, не использовали колесо, как индейцы в Северной Америке. Это культура контрастов и тайн: блестящие математики и астрономы и примитивные земледельцы, мирные торговцы и воинственные жертвоприносители. Эта восхитительная цивилизация в течение веков озадачивала людей.

О космогонии майя известно немного. Верховным божеством провозглашался Творец мира Хунаб Ку, его сын Ицамну отождествлялся с Солнцем. Почиталась также богиня Иштаб (ср. с вавилонской Иштар!) — покровительница женщин.

Жрецы майя работали с четырьмя стихиями — Чаками: Красный Чак юга, Белый Чак севера, Черный Чак запада, Желтый Чак востока.

Над землей, согласно верованиям майя, было небо, но не одно, а тринадцать, и у каждого неба — свой бог.
Под землей — потусторонний мир. И опять-таки не один. Этим подземным миром также правили боги. В девятом, самом темном и глубоком, владычествовал бог смерти Ах Пуч. Собственный бог имелся и у каждого дня их календаря. Имели своих богов и цифры от 0 до 13.

В каждом городе-государстве майя был свой первосвященник — князь-змей. Князь-змей являлся высшим теологом государства и преподавал другим жрецам космогонию, астрономию и астрологию. В центре всех городов майя возвышались астрономические обсерватории.

Астрономы майя обладали достаточно высокой «квалификацией». С необычайной точностью они определили период обращения Луны вокруг Земли: 29,53059 дня. Предсказывали фазы Марса, затмения Луны, особое внимание уделялось созвездиям Близнецов и Плеядам.

Чичен-Итца — столица погибшей империи майя. Даже по современным меркам Чичен-Итца весьма большой город. Точнее, сейчас это не город, а два десятка сохранившихся и реставрированных основных построек культового назначения. Вся религиозная, научная, спортивная и управленческая деятельность протекала вокруг площади и Великой Пирамиды. Отлично сохранились стадион, обсерватория и несколько храмов. Вокруг культурного центра было море жилых домов и лавок мастеровых.

Вот впечатления нашего современника, побывавшего в Чичен - Итца: «Великая Пирамида удивительное сооружение. По инженерной мысли она куда сложней и тоньше своих египетских аналогов, но намного меньше. Квадратное основание, на котором уложено девять скошенных, как в детской пирамидке, ярусов, и все это венчает домик на самой вершине. Сейчас бы его назвали часовней. К часовне со всех четырех сторон пирамиды поднимаются широкие лестницы. 92 ступени. Пока их осилишь под лучами испепеляющего солнца Юкатана, карабкаясь по расплавленным жарой камням, — подурнеет. И тут главное не распрямиться и не оглянуться назад, желая оглядеть весь город. Потеряете равновесие, ножень­ки подломятся, рученьки онемеют, и того... Живым из такого полета еще никто не возвращался. Когда доберешься до вершины, только прислонившись спиной к часовне, можно без ужаса и страха потерять равновесие, осмотреться. Зрелище невероятное. Море зеленой сельвы на сотни километров вокруг. Вершина мира. Ветер колышет далеко внизу листву и волнами расходится до горизонта. Люди вопят от ужаса. Подняться — это самое простое. А вот как спускаться? У женщин слезы на глазах: они боятся подойти к лестнице и ползут до нее на четвереньках, а после все 92 ступени медленно пересчитывают попой. Добравшись до земли, еще несколько минут не могут ходить — ноги не держат. Следующее сооружение — поле для игры в мяч. По краям поля стоят вертикальные стены высотой около 10 метров. В двух местах, на огромной высоте, из стен торчат каменные кольца внутренним диаметром 30 сантиметров. Если игрок попадал мячом в кольцо — это была победа команды. Учитывая, что мяч был каучуковым и тяжеленным, а отбивать его можно было только бедром, то попадание в кольцо было делом практически безнадежным, а вот получение инвалидности и бездетности гаран­тировалось стопроцентно. Основные очки зарабатывались на перебросах мяча от одного края поля к другому».
Игра в мяч была почти религиозным ритуалом. Мяч символизировал движение звезд по небу, а команды играли роль противостояния ночи и дня или что-то в этом роде. Игра заканчивалась обезглавливанием капитана команды.

Майя считали, что до нашего мира было четыре других — менее совершенных и потому разрушенных. И чтобы умилостивить богов в их вечном стремлении к совершенству, необходимы были человеческие жертвы как знак высшей веры и преданности, готовности лучших из смертных пойти на все ради своего мира и народа. Быть принесенным в жертву считалось высшей почестью и лучшей смертью для молодого человека. Поскольку войн майя не вели, предпочитая выяснять отношения с соседями на спортивном поле, то как же еще хорошо воспитанный молодой человек мог продемонстрировать свое благородство и храбрость?
Перед смертью они принимали наркотические вещества, и кто хоть раз испытывал действие окиси азота, может понять, что вырвать голой рукой сердце из груди в этот момент — не слишком болезненная операция.
Достигнув пика своего могущества, некогда великая цивилизация майя начала клониться к упадку, города по неизвестным причинам были оставлены, и к моменту испанского нашествия цивилизация майя представляла собой довольно слабое государственное образование — империю, раздираемую междоусобицами, которая под натиском нескольких десятков европейцев рухнула в считанные месяцы. После этого для народа майя началась новая история. Но в наши дни, изучая культуру этого народа, мы находим, что у древ них майя имелась собственная астрологическая система, стоящая особняком от всех рассмотренных нами ранее.
Жрецам майя удалось обнаружить связь между медленным перемещением планет и сменой времен года, определить с великой точностью длительность тропического и звездного года (сравните значение майя — 365,2420 с совре­менным — 365,2422) и продолжительность лунного цикла. Майя пользовались двадцатеричной системой счисления, основой для которой, вероятно, послужило количество пальцев на руках и ногах. При этом нумерация базировалась на трех символах: точка обозначала единицу, линия — пять и стилизованно представленная улитка использовалась для обозначения нуля или номера 20. Цивилизация майя пер вой в мире начала использовать нуль в математике.

На этой системе и основывается календарь майя.
Единицей первого порядка был один день — кин.
Двадцать дней составляли один месяц — винал, единицу второго порядка.
Единица третьего порядка — год, тун — в виде исключения не соответствовала двадцатеричной последовательности и определялась эмпирически — 1 кинх 20 (1 винал) х 18 -360 кинов (дней).
С четвертого порядка двадцатеричная система восста навливается.
20 тунов - 1 катун (7200 дней, или 19 лет 265 дней); 20 катунов - 1 бактун (1440 дней; 394 года 190 дней; 400 тунов);
20 бактунов - 1 пиктун (2 880 000 дней; 7890 лет 150 дней; 8000 тунов);
20 пиктунов e 1 калабтун (57 000 000 дней; 156 164 года 140 дней, 160 000 тунов);
20 калабтунов - 1 кинчилбтун (1 152 000000 дней; 3 156 164 лет 140 дней; 3 200 000 тунов);
20 кинчилбтунов - 1 алаутун (23 040000000 дней; 63 123 287 лет 245 дней; 640 000 000 тунов).
Как видите, календарь приспособлен для измерений гигантских отрезков времени. Но зачем земледельческому народу потребовался такой календарь? Это нам неизвестно. Майя в своем исчислении пользовались тремя типами календарей. Их календари являются удивительно точны ми: Солнечный календарь, имеющий 365 дней (делится на 18 месяцев из (20 дней и один месяц из 5 дней), Священный календарь, называемый Тсолкин, имеющий 260 дней (делится на 13 месяцев из 20 дней) и Календарь Венеры из 584 дней. Пользуясь этими календарями, майя могли пред сказывать затмения с очень высокой точностью.

Бытом руководил календарь «хааб» (hааb) из 18 месяцев по 20 дней в каждом. Он начинался месяцем поп (от 16 июля до 4 августа), днем, который обозначался как «0 поп». Отсчет дней месяца начинался с нуля. В конце хааба добавлялись 5 суток, считавшихся несчастливыми. Число 13 у майя считалось мистическим, особенным числом.

Календарь Майя

260 дневный календарь «цолкин» (tzolkin) разделялся на 13 месяцев по 20 дней, и его использовали для определения праздников и предсказания судеб. Три «цолкинз» по длительности соответствуют синодическому периоду планеты Марс. Многие обряды и ритуалы были странным образом связаны с отношением между хаабом и цолкином.

Использовали всегда оба календаря, указывая дату по «цолкин» и по «хааб». Делений на годы у майя не было. Для определения года даты, каждый день представлял собой новую комбинацию чисел, и чтобы они повторились, должно было пройти 18 980 дней. Во всей этой кабалистике разбирались только жрецы, обычному люду она была не под силу.

Современные исследователи моделируют эту зависимость системой из двух зубчатых колес, одно из которых имеет 365 зубьев, а другое 260. Чтобы при вращении большого колеса (хааб) зубец его соприкоснулся с тем же самым зубцом малого колеса, необходимо 52 оборота большого колеса и 73 малого. Если умножить 52 на 365 или 73 на 260, получим 18 980 суток, или 52 года. Основной цикл времени майя определяется вечным вращением этих двух зубчатых колес — календарей.

Этот 52-летний цикл имел большое значение в жизни не только народа майя, но и ацтеков, которые, возможно, позаимствовали его у майя. Последние 5 дней цикла считались очень опасными, и оба народа считали, что именно тогда случаются стихийные, необыкновенные катастрофы. Согласно некоторым исследователям, майя знали еще более длительный цикл, состоящий из 5 раз по 18 980 суток — 94 980 суток. Любопытно, что, умножив число дней в хаабе на число дней в цолкине, мы получим как раз 94 980. У майя был и лунный календарь. Они определили продолжительность синодического месяца {промежутка между двумя одинаковыми фазами Луны), равную 29 суткам, 12 часам, 44 минутам, 3 секундам с точностью до 0,00006.

Наблюдали жрецы майя и Венеру. Период между двумя ее фазами варьируется между 580 и 588 сутками. Жрецы майя вычислили точное значение — 584 суток. Сегодняшняя цифра, полученная в результате точнейших астрономических наблюдений, равна — 583,9 суток.

Наиболее загадочна начальная дата календаря майя. Прежде всего — их минимум три. Ближайшая из них обозначается на стеле номер 9 в Вашактуне как день 13.0.0.0.0.4. ахау (название дня) 8 кумху (название месяца).

Странен календарь майя. Начнем с того, что такого календаря просто быть не может: для его создания, по данным современных ученых, надо наблюдать небо (и записывать наблюдения) в течение не менее 10 000 лет. А таким временем майя просто не располагали. У майя год состоит из 360 дней, к которым прибавлялось еще 5 несчастливых или безымянных дней. Такой же обычай существовал в древнем Египте, в Вавилоне и в Индии. Майя верили в приметы, интересные данные приводит С. Г. Морли в книге «Древние майя». Пирамиды есть в Египте и в Мексике. Жреческая каста в обеих странах изолировалась от населения и ревниво скрывала свои тайные знания, погребальные ритуалы Мексики очень напоминали аналогичные в Египте и Финикии.

Солнечный календарь

Солнечный календарь соответствует солнечному году, который длится 365 V4 дней, и состоит из 18 месяцев по 20 дней каждый и из пяти добавочных дней, которые в сумме с остальными составляют 365 дней. Майя знали, что на самом деле солнечный год на четверть дня дольше, но, очевидно, не видели нужды делать високосные года, поэтому такой календарь называется еще «нечетким годом». Каждый месяц носит имя отдельного бога; каждый день месяца обозначается порядковым числом, как и в современном календаре. Единственное отличие — первый день месяца считался нулевым. Предполагалось, что в этот день бог очередного месяца усаживается на свое место, принимает дела и приступает к своим обязанностям. Согласно философии майя, влияние очередного отрезка времени начинается до того, как он численно начнется и продолжается до его завершения. Например, первый месяц календаря майя назывался по имени Попа, и первый день месяца, Поп, который обозначался как 0-Поп, на самом деле записывался как «усаживание Попа». Двадцатый день Попа обозначался 19-Поп, за которым следовал «день усаживания» следующего бога месяца, Во. Это был день 0-Во. И опять же, влияние бога Во продолжалось до «дня усаживания» бога Сипа, который обозначался как 0-Сип и так далее, до конца года. После 360-го дня, 19-Кумху, наступали пять дополнительных дней, которые назывались Вайеб, считавшиеся особенно неблагоприятными.

Солнечный календарь Майя

Так как циклы Ритуального календаря и Солнечного года шли параллельно, то любой день имел два обозначения: обозначение по Ритуальному календарю и обозначение по Солнечному году, например, 4-Ахав 8-Кумху. Начала этих двух циклов совпадают каждые пятьдесят два года. Подобный большой цикл называется Календарным кругом, и для майя он имел особо священное значение. В первый день Календарного круга все старое отмирало, а новое рождалось. В конце Календарного круга пирамиды заново облицовывали камнем, добавляя новый слой, поэтому мы можем оценивать возраст пирамид так же, как оцениваем возраст деревьев по годовым кольцам. Дома сносили и строили на их месте новые, многие культурные объекты также заменялись на новые.

Так как все конкретные даты Календарного круга повторяются через каждые 52 года, то при прочтении даты возникает вопрос — к какому именно 52-летнему циклу она относится? Майя также часто задавали себе подобный вопрос, и поэтому разработали третий календарь, называемый Долгим счетом. Начало этого календаря приурочено к 13 августа 3114 года до н. э. по нашему летоисчислению. Как и в случае с нашим календарем, этот календарь предназначен не просто для учета дней (то есть указания относительно того, какие позиции каким дням будут соответствовать), а для учета событий — запоминания, в какой день произошло то или иное историческое событие, сколько лет прошло между разными событиями и так далее. Долгий счет использовался также для записи длинных родословных представителей правящих классов и для соотнесения дат событий с днями Ритуального и Солнечного циклов, которые чаще использовались для повседневных нужд. Фактически, счет в этом календаре идет по дням, прошедшим от начальной даты, и представляет собой перечисление периодов разной длины, каждый из которых соответствует тому или иному количеству дней. Обозначение дат в таком виде встречается практически в каждой надписи на протяжении всей истории майя. Оно исчезает только после завоевания майя тольтеками в 983 году н. э., когда запись родословных правителей перестала быть насущным вопросом. Правители тольтеков и без того знали, кто они!

Основная единица Долгого счета приблизительно соответствует году; она равна 360 дням и называется «тун». Тун состоит из 18 «виналей», по 20 дней каждый. День называется «кин». 20 тунов составляют «катун», в котором 7200 дней, а 20 катунов — «6актун», в котором 144 000 дней. Всего в Великом Цикле 13 бакту нов. Согласно представлениям майя, в конце каждого Великого Цикла, который также называется «Солнце», происходит великая катастрофа, большинство людей погибают и цивилизация должна развиваться сначала. Предполагается, что мы живем в период Пятого Солнца, который закончится 23 декабря 2012 года. Иногда на основании этого факта возникают различные домыслы и разговоры о Пророчестве майя. Слово «пророчество» не совсем подходит, так как «пророчество» — это то, что написано о будущем в священных книгах, а здесь мы имеем дело лишь с концом календарного цикла майя. Действительно ли что-то произойдет в этот день? Во всяком случае, ждать осталось не так долго.

Смотрите также статьи:


Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru